Российский павильон на ЭКСПО 2010 в Шанхае

Проектирование: 2008 г.

Площадь участка - 0,6 га

Площадь застройки - 0,11 га

Площадь общая -  6 000 кв.м

Этажность - 3 эт.

После того, как мы получили приглашение участвовать в конкурсе на проектирование Российского павильона на ЭКСПО 2010 и до того, как приступить непосредственно к разработке пространственно-планировочной и образной концепции, нами было принято решение о выработке неких общих принципов, учет которых мы бы считали крайне важным и обязательным в нашей дальнейшей работе. Этих основных принципов три:

Гибкость (динамичность и мобильность, необходимые для трансформации объекта в последствии, не имеющего на начальный момент ни четкого технического задания, ни условий на проектирование).

Множественность (общее созданное из взаимосвязанных единичностей).

Трехчастность всех принятых решений (принцип, подразумевающий под собой необходимость ответа каждым отдельным элементом и всей структурой вообще на три главных по нашему мнению вопроса):

1) Образ страны.

2) Функциональность структуры.

3) Девиз ЭКСПО                      

Понимая, что ЭКСПО 2010 года будет проходить в Китае, одной из самых динамичных и активно развивающихся стран в мире, с огромным населением, которое и будет, судя по всему, основным зрителем ЭКСПО мы решили, что было бы немаловажным сделать наш павильон более понятным китайским посетителям.

Оказалось, что основы понимания миросоздания, присущие нашим предкам и древней философской китайской традиции, во многом схожи. Китайская триада — Земля, Человек, Небо - «Тайцзи» - совпадала с представлениями древних руссов о Матери-Земле и Отце-Небе, которые и создали в пустоте между собой все сущее.

«Единица рождает двойку, двойка рождает тройку, так возникает все сущее» (Дао-де-цзин).

Мировой океан или «хляби небесные», из которых растет мировое дерево, и 9 небес, на седьмом из которых находится Вирий (рай) в виде чудесного легендарного бело-золотого города счастья были основой славянского мироощущения. «На седьмом небе от счастья» говорим мы до сих пор. 

Первый вариант, участвовавший в конкурсе, был разработан нами в соответствии с приведенными выше принципами, что, в свою очередь дало возможность, сохранив образность и некоторые принципиальные решения, переработать концепцию павильона два раза.

Окончательный вариант павильона, измененный в силу временных и технических параметров (бюджет и сроки в итоге были урезаны более чем в два раза) был утвержден Организационным Комитетом Российской Федерации к строительству на ЭКСПО — 2010 в городе Шанхае.

Трехчастность осталась основой композиционного решения Российского павильона. Второй образной составляющей концепции стало понятие жизненности городских структур, что связано с таким основным понятием китайской философии как изменяемость. В «Книге перемен», являющейся для китайцев основным мировоззренческим текстом главным посылом служит мысль о том, что ежемоментные постоянные изменения и есть основа жизни, пока что-то меняется – мы наблюдаем процесс жизни. На взаимосвязи этих двух концептов мы и построили образ российского павильона. Павильон состоит из трех основных элементов: 1 – парк с водоемами; 2 – блок из 12-ти L-образных бело-золотых башен, 3 – куб 50х50 метров, «парящий в воздухе» - лежащий на основаниях всех двенадцати башен. Блок из 12-ти бело-золотых башен, стоящих на природном ландшафте с лужайками и водоемами, несет в себе множество концептов, связанных с темой выставки и образом России. Башни, имеющие ультрасовременную форму, стремятся вверх, символизируя быстрорастущие современные мегаполисы с небоскребами нелинейной архитектуры, но в тоже время, они впускают в пространство между собой природный парк, как неотъемлемую часть городского пространства, который организовывает в центре павильона внутреннюю площадку для посетителей, некую круговую городскую площадь, которая вместе с башнями парковой зоны и кубом составляет триаду городского мегаполиса, пропорциональность взаимоотношений в которой является залогом успешного развития полицентричных структур современных городов. Бело-золотой цвет башен отсылает нас к историческим образам русской архитектуры, а красная подложка придает жизненности перфорации верхних частей башен, созданной на основе этнических мотивов-знаков различных народов, населяющих нашу страну, и символизирующей некоторую незаконченность процесса, как возможность развития и роста.

План павильона схож с древнеславянскими прототипами поселений (Аркаим, Челябинская обл., рубеж 3-2 тысячелетий до н.э.) и такими известными сооружениями как Стоунхендж, и символизирует цветок жизни или солнце, корни «Мирового дерева» (раскидистый дуб у Славян), на ветвях которого покоятся (небеса жизни).

«Корни» башен ориентированы к центру композиции и являются опорой для «куба цивилизации», который связан с символом «человек». Этот символ получил геометрическую, искусственную, «человеческую» форму куба. Снаружи куб поделен на определенное количество элементов-паззлов (в форме древнего русского строительного материала лемеха), каждый из которых является отражением 12-титысячной административной единицы многомиллионного населения российских городов. 

Эти элементы, являющиеся наружной облицовкой куба, имеют возможность движения, что организует огромные поверхности «живого фасада», который, отражая различные поверхности (небо, башни, зелень, людей и т.д.) днем создаст образ гигантского живого существа (человек),а ночью при помощи специального освещения мы сможем получить еще более ошеломляющий эффект изменяющегося свето-цвето-динамического экрана. 

 

Авторский коллектив : Левон Айрапетов, Андрей Панченко, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Андрей Гуляев, Аделина Ривкина, Марина Сипко, Зоя Наливайко, Ирина Дьяконова, Евгений Косцов.

 

 

 

Архитектурное бюро/архитектор: TOTEMENT/PAPER

Наверх